http://dibase.ru/article/31012011_dvoynikovmv/9
Результаты экспериментальных исследований и расчеты моментно- силовых и частотных показателей взаимодействия работы БК, ВЗД и долота при комбинированном способе бурения показали, что в процессе работы двигателя в режиме холостого хода и рабочем режиме система «БК – подвижная часть двигателя (роторная группа)» условно не зависимы. Показатели момента на роторе не превышают допустимых значений. При частоте вращения nротора < nвзд условно можно принять, что БК не испытывает дополнительного реактивного момента со стороны ВЗД, так как преодоление сил сопротивлений калибратора и долота о стенки скважины минимальны (не превышают 20 кН). При этом показатель осевой нагрузки на долото по станции ГТИ Gгти соответствует фактической нагрузке на долото Gфакт, а максимальный дифференциальный момент на роторе М не превышает 0,5 кН*м (момент на роторе в режиме холостого хода ВЗД не более 1,5кН*м). С увеличением нагрузки увеличивается реактивный момент, направленный противоположно вращению БК. Это обусловлено работой ВЗД как планетарного редуктора. Реактивный момент от корпуса двигателя Мр.д., присоединенного к БК, возрастает прямо пропорционально создаваемой нагрузке на долото. Поддержание фактической нагрузки на долото Gфакт ниже показателя тормозной нагрузки ВЗД Gт (М не более 5,0 кН*м) позволяет работать ВЗД в рабочем режиме. При увеличении фактической нагрузки на долото Gфакт до тормозной нагрузки ВЗД Gт происходит снижение частоты вращения и остановка двигателя. Наступает кратковременный переходной режим (М не более 7,0 кН*м) без увеличения дополнительного крутящего момента, действующего на бурильную колонну от роторной группы (долота, калибратора). На бурильную колонну действует максимальный реактивный момент от корпуса двигателя Мр.д. После полной остановки ВЗД nротора > nвзд происходит увеличение крутящего момента от забоя к устью. При этом фактическая нагрузка на долото Gфакт выше тормозной нагрузки ВЗД Gт.